Живя в нашем маленьком провинциальном городке,
мы замечаем людей, которые отличаются от нас – обычных, физически и внешне
здоровых, уверенных в себе, но скрывающих в тайниках своей души проблемы. Мы
часто «делаем» лица на публику, надеваем маски, выгодные нам в разных
ситуациях. Почему я начала рассказ именно с нашего здорового общества? Дело в том, что
есть люди, с которыми нас жизнь нередко сталкивает на улице или в других
учреждениях. Это люди ограниченных возможностей, живущие в психоневрологических
интернатах, а дети - в домах ребенка. Как они живут, чем занимаются, нам,
обывателям, не до конца понятно. Этот пласт социальной проблемы и поднял в
своем художественно – документальном фильме «Звезды за стеклом» наш алапаевский
режиссер Владимир Попов.
Фильм
начинается с рисунков детей алапаевской школы искусств. Задета военная
тематика: солдаты, медсестры, наградные медали на груди боевых офицеров, поля
боевых сражений. В продолжение этой темы сняты на фото лица реальных героев,
наших соседей, людей старшего поколения, людей преклонного возраста. К
сожалению, уже в стареньких, но не сломавшихся и одухотворенных, пришедших на самый
важный для них праздник. Праздник-9 мая для тех, кто прошел тяжелое испытание
войной сороковых, но выжил и выстоял в этой нечеловеческой драме.
Меняется
на экране сюжет. День десантника, голубые береты, тельняшки в сине - белую
полоску. Празднуют наши мужчины со знаменем десантуры идущие маршем по
городским дорогам. Даже их дети чтут за гордость пройтись около пап-героев
военным маршем.
Кроме этих праздников и вечеров памяти, невольно
вспоминаешь не вернувшихся парней с локальных конфликтов: Чечни, Афганистана…..
Приходит сравнение: в Великую Отечественную
войну больше детей проживало при погибших родителях в семьях родственников и
просто неравнодушных людей.
Сейчас, в конце 20-го, начале 21 веков даже
близкие родственники, не говоря про живых горе пап и мам, детей помещают в дома
ребенка.
Вот об
этом и фильм, как живем мы, полноценные, здоровые люди. И как выживают они «за
стеклом», к которым наше общество еще не привыкло.
Взгляд режиссера обращен в праздничный зал, на
сцену. У детей в детском доме выступление, подготовка к очередному конкурсу.
Главный герой детского дома, талантливый подросток Саша, который в свои 12 лет
оказывается в непривычной для себя среде - детском доме. Хозяйка детского дома
и одновременно его классный преподаватель Татьяна Васильевна рассказывает о
судьбе этого мальчика: «После смерти его отца с его мамой что-то произошло: то
ли не захотела брать ответственность за него, то ли проблемы с психическим
здоровьем». Семья распадается. Его маму отправляют в психоневрологический
диспансер. При этом мальчик не
прекращает занятий у своего педагога по классу балалайки и подает большие
надежды. «Генетика» - утверждает учительница, - Его дед открыл несколько творческих
коллективов для детей в Алапаевске, хотя при его таланте он мог продолжить
работать в Москве. Звали его туда».
В то время, при советской власти, Сашина бабушка
пела в церковном хоре. Не все ее понимали. А она пела и все. Да еще
подрабатывала мытьем полов. Малообразованная, но способная и рисковая. Могли
посадить за тунеядство, но все обошлось. Такой путь выбрала.
Вот этот музыкальный дар передали по наследству
бабушка и дедушка герою нашего фильма.
Его маме Наташе предстоит адаптация в
психоневрологическом диспансере. Она смотрит концерт, где выступают люди с
ограниченными возможностями. Красной строкой идет выступление безногого
инвалида - колясочника. Танцевать в так музыке без ног и в коляске… кадр
впечатляет.
Проживающие психоневрологического диспансера не
унывают, с удовольствием смотрят концерт коллектива «Веселая семейка», подпевают
в такт и от души аплодируют. Да и сами в пляс идут. Здесь это не запрещено. И
вот здесь задумываешься: кто счастливее: они, имея ограничения физических
возможностей, принимающие себя такими, какие они есть. Или мы, которые имеем
руки, ноги, без психологических проблем, а жалуемся на жизнь и на «непреодолимые»
препятствия, как нам кажется.
В конце фильма есть эпизод, когда герои фильма
встречаются на кладбище. Саша не может понять свою маму, почему она позволила
социальным службам разделить их семью, не может ее простить. И понять, что она
серьезно больна. Когда маму увозят с их свидания, у мальчика на лице выступают
слезы. Трудно ему. Мама смотрит на него совершенно равнодушным взглядом и
совсем забыла о своем материнском предназначении…
Художественно - документальный фильм Владимира
Попова «Звезды за стеклом» был показан в Центральной детской библиотеке юношам
и девушкам Алапаевского индустриального техникума и профессионального лицея.
Вскоре его посмотрят студенты из филиала УРФУ.
На фильм
реакция неоднозначная «от полного понятия и принятия» и до «не понравился» и «непонятно».
Так должно и быть. Мы не роботы думать одинаково.
В результате дискуссии было понятно, что наши
ребята не сдали бы своих даже больных детей и родителей в специальные учреждения.
Понимают груз ответственности и осуждают людей, которые поступили таким
образом.
Фильм снимался в нашем городе. Только три актера
играли свои роли. Снимался Александр Зарецкий (Саша), Татьяна Кетова (учитель)
и Наталья Этманова (мама Саши).
Остальные эпизоды снимались с естественно, никто
не позировал и не заучивал текст.
Владимир Попов не раскрывает до конца режиссерскую
задачу своего фильма. Для него главным было то, чтобы каждый понял фильм
по-своему и дал личную оценку просмотренному материалу. Не скрою, есть некая
незавершенность фильма. Но то, что фильм останется в памяти каждого, и над ним
будут размышлять - это точно.
Н.Этманова
Комментариев нет:
Отправить комментарий