вторник, 22 апреля 2014 г.

"Звезды за стеклом"

Живя в нашем маленьком провинциальном городке, мы замечаем людей, которые отличаются от нас – обычных, физически и внешне здоровых, уверенных в себе, но скрывающих в тайниках своей души проблемы. Мы часто «делаем» лица на публику, надеваем маски, выгодные нам в разных ситуациях. Почему я начала рассказ именно с нашего здорового общества? Дело в том, что есть люди, с которыми нас жизнь нередко сталкивает на улице или в других учреждениях. Это люди ограниченных возможностей, живущие в психоневрологических интернатах, а дети - в домах ребенка. Как они живут, чем занимаются, нам, обывателям, не до конца понятно. Этот пласт социальной проблемы и поднял в своем художественно – документальном фильме «Звезды за стеклом» наш алапаевский режиссер Владимир Попов.

 Фильм начинается с рисунков детей алапаевской школы искусств. Задета военная тематика: солдаты, медсестры, наградные медали на груди боевых офицеров, поля боевых сражений. В продолжение этой темы сняты на фото лица реальных героев, наших соседей, людей старшего поколения, людей преклонного возраста. К сожалению, уже в стареньких, но не сломавшихся и одухотворенных, пришедших на самый важный для них праздник. Праздник-9 мая для тех, кто прошел тяжелое испытание войной сороковых, но выжил и выстоял в этой нечеловеческой драме.
 Меняется на экране сюжет. День десантника, голубые береты, тельняшки в сине - белую полоску. Празднуют наши мужчины со знаменем десантуры идущие маршем по городским дорогам. Даже их дети чтут за гордость пройтись около пап-героев военным маршем.
Кроме этих праздников и вечеров памяти, невольно вспоминаешь не вернувшихся парней с локальных конфликтов: Чечни, Афганистана…..
Приходит сравнение: в Великую Отечественную войну больше детей проживало при погибших родителях в семьях родственников и просто неравнодушных людей.
Сейчас, в конце 20-го, начале 21 веков даже близкие родственники, не говоря про живых горе пап и мам, детей помещают в дома ребенка.
 Вот об этом и фильм, как живем мы, полноценные, здоровые люди. И как выживают они «за стеклом», к которым наше общество еще не привыкло.
Взгляд режиссера обращен в праздничный зал, на сцену. У детей в детском доме выступление, подготовка к очередному конкурсу. Главный герой детского дома, талантливый подросток Саша, который в свои 12 лет оказывается в непривычной для себя среде - детском доме. Хозяйка детского дома и одновременно его классный преподаватель Татьяна Васильевна рассказывает о судьбе этого мальчика: «После смерти его отца с его мамой что-то произошло: то ли не захотела брать ответственность за него, то ли проблемы с психическим здоровьем». Семья распадается. Его маму отправляют в психоневрологический диспансер. При этом мальчик  не прекращает занятий у своего педагога по классу балалайки и подает большие надежды. «Генетика» - утверждает учительница, - Его дед открыл несколько творческих коллективов для детей в Алапаевске, хотя при его таланте он мог продолжить работать в Москве. Звали его туда».
В то время, при советской власти, Сашина бабушка пела в церковном хоре. Не все ее понимали. А она пела и все. Да еще подрабатывала мытьем полов. Малообразованная, но способная и рисковая. Могли посадить за тунеядство, но все обошлось. Такой путь выбрала.
Вот этот музыкальный дар передали по наследству бабушка и дедушка герою нашего фильма.
Его маме Наташе предстоит адаптация в психоневрологическом диспансере. Она смотрит концерт, где выступают люди с ограниченными возможностями. Красной строкой идет выступление безногого инвалида - колясочника. Танцевать в так музыке без ног и в коляске… кадр впечатляет.
Проживающие психоневрологического диспансера не унывают, с удовольствием смотрят концерт коллектива «Веселая семейка», подпевают в такт и от души аплодируют. Да и сами в пляс идут. Здесь это не запрещено. И вот здесь задумываешься: кто счастливее: они, имея ограничения физических возможностей, принимающие себя такими, какие они есть. Или мы, которые имеем руки, ноги, без психологических проблем, а жалуемся на жизнь и на «непреодолимые» препятствия, как нам кажется.
В конце фильма есть эпизод, когда герои фильма встречаются на кладбище. Саша не может понять свою маму, почему она позволила социальным службам разделить их семью, не может ее простить. И понять, что она серьезно больна. Когда маму увозят с их свидания, у мальчика на лице выступают слезы. Трудно ему. Мама смотрит на него совершенно равнодушным взглядом и совсем забыла о своем материнском предназначении…
Художественно - документальный фильм Владимира Попова «Звезды за стеклом» был показан в Центральной детской библиотеке юношам и девушкам Алапаевского индустриального техникума и профессионального лицея. Вскоре его посмотрят студенты из филиала УРФУ.
 На фильм реакция неоднозначная «от полного понятия и принятия» и до «не понравился» и «непонятно». Так должно и быть. Мы не роботы думать одинаково.
В результате дискуссии было понятно, что наши ребята не сдали бы своих даже больных детей и родителей в специальные учреждения. Понимают груз ответственности и осуждают людей, которые поступили таким образом.
Фильм снимался в нашем городе. Только три актера играли свои роли. Снимался Александр Зарецкий (Саша), Татьяна Кетова (учитель) и Наталья Этманова (мама Саши).
Остальные эпизоды снимались с естественно, никто не позировал и не заучивал текст.
Владимир Попов не раскрывает до конца режиссерскую задачу своего фильма. Для него главным было то, чтобы каждый понял фильм по-своему и дал личную оценку просмотренному материалу. Не скрою, есть некая незавершенность фильма. Но то, что фильм останется в памяти каждого, и над ним будут размышлять - это точно.


Н.Этманова

Комментариев нет:

Отправить комментарий