Самый любимый праздник для взрослых и детей на Руси, был конечно же, Масленица. Его ждали с нетерпением. А почему? Кто знает? Чтобы ответить на этот вопрос предлагаю очень интересную информацию из книги М.В. Межиева "Праздники на Руси":
Привычки милой старины
У них на масленице жирной
Водились русские блины.
А. С. Пушкин
Древние славяне отмечали праздник проводов зимы и встречи весны — в честь языческого бога плодородия и скотоводства Волоса (Велеса). После принятия христианства на Руси праздник этот сохранился, и с XVI в. стал называться Масленицей. Масленица была принята православной церковью как религиозный праздник под названием сырной или "мясопустной" недели, но христианского переосмысления не получила. По своему содержанию обрядовая символика масленичных обычаев связана с древнеславянскими традициями проводов зимы и встречи весны. Масленица в христианстве предшествует Великому посту и справляется за семь недель до Пасхи — в период с конца февраля до начала марта.
Этот праздник олицетворял пробуждение природы от зимней спячки, означал начало весенних работ в поле. Масленица и по сей день живет как проявление надежды на сытый год, поэтому она была и остается обильной и очень сытной.
Любили на Руси Масленицу — праздник веселый, озорной, отчаянный. Прощались с зимой, встречали весну. Последний раз катались с гор, устраивали битвы снежками, сжигали чучело Зимы, ели блины. Недаром стихия масленичных гуляний оказалась столь близка и Чайковскому, и Римскому-Корсакову, и Островскому и другим деятелям искусства. Помните, у Островского А. И. в пьесе "Снегурочка": "Конец зиме пропели петухи, Весна-Красна спускается на Землю" — "Прощай, Масленица. Сладко, воложно (по В. И. Далю, во-ложный — жирный, масляный, сдобный, скоромный; вкусный, лакомый) нас кормила, суслом, бражкою поила. Прощай, Масленица...".
Масленицу повсюду ожидали с большим нетерпением. Это был поистине всеобщий праздник.
В масленичную неделю не ели мясо. Последнее воскресенье перед Масленицей носило название "мясного воскресенья". В мясное воскресенье тесть ездил звать зятя "доедать мясо". Всю же неделю называли "честной, широкой, веселой боярыней "Масленицей", госпожой Масленицей". В такие дни устраивались различные забавы: катание с ледяных гор, на лошадях, уличные гулянья с песнями, круговыми плясками, ряжеными. В эту пору и родителей поминали, и молодоженов чествовали. Молодые непременно гостили у родителей жены, отсюда и пошло выражение — "ездить к теще на блины".
Катанию с гор придавался особый смысл. Дети катались с гор все дни Масленицы, взрослые же присоединялись к ним позже, примерно со среды — четверга. Все поженившиеся пары деревни должны были скатиться по одному разу. Катание с гор сопровождалось песнями, которые пели в основном девушки, ожидавшие своей очереди покататься. Как правило, со среды к катанию с гор и на лошадях активно подключалась и неженатая молодежь. Вообще, катание на тройках наперегонки, под песни и гармонь, с шутками, поцелуями и объятиями — типично русское масленичное увеселение, в котором не принимали участие только младенцы да старики, уже не выходившие из дома.
Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, поспособствовать холостой молодежи найти себе пару. Костромичи, например, "выборанивали девок" — таскали борону вдоль домов, чтобы девушкам легче было выйти замуж. Однако самым главным событием, связанным с молодоженами, по всей Руси было посещение тещи зятьями, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир (разумеется, если зятья приходились по душе). Этому обычаю посвящено огромное количество пословиц, поговорок, песен, анекдотов.
Зять на двор — пирог на стол.
У тещи про зятя и ступа доит.
Придет зять, где сметаны взять?
Был у.тещи, да рад утекши.
У тещи зять — первый гость,
А принят в дом — первый разбойник.
Нет черта в доме — прими зятя.
Зять в дом — и иконы вон.
Если в среду зятья гостили у своих тещ, то в пятницу зятья устраивали "тещины вечорки" — приглашали на блины.
Центральной фигурой праздника все же была сама Масленица — кукла из соломы, которую наряжали в кафтан, шапку, опоясывали кушаком, ноги обували в лапти, усаживали на сани и везли в гору с песнями: встречали Масленицу. Сопровождала Масленицу ряженая молодежь. Чаще всего одевались цыганами. Иногда возили рядом с Масленицей женщину, которая за прядильным станком крутит масло.
Масленичная неделя
Каждый день на масленичной неделе имеет свое название:
Понедельник - Встреча
К первому дню масленицы устраивались общие горы, качели, столы со сладкими яствами. Дети ладили утром соломенную куклу — Масленицу — да наряжали ее.
Вторник - Заигрыши
С утра девицы и молодцы приглашались покататься на горах, поесть блинов. Здесь братцы высматривали невест, а сестрицы поглядывали украдкой на суженых.
Среда - Лакомка.
В среду тещи приглашали своих зятьев к блинам, а для забавы любимого зятя созывали всех родных.
Четверг – Разгул
Катались по улицам, выполняли разные обряды, творили кулачные бои. Возили на санях мужика с вином и калачами. Сходились в назначенное место пить пиво и петь песни.
Пятница – Тещины вечорки
В этот день зятья угощали блинами своих тещ, иногда — и всю родню. Зять обязан был с вечера лично пригласить тещу.
Суббота – Золовкины посиделки
Молодая невестка приглашала своих родных к себе. В этот день дети строили на реках, прудах и полях снежный городок с башнями и воротами, затем ватага разделялась пополам: одни охраняли городок, другие должны были силой взять его.
Воскресенье – Проводы Масленицы, Прощеный день
Обычаи последнего дня Масленицы связаны с культом предков. Проводы Масленицы и прощание сопровождались различными обрядами. Соломенную куклу — "Масленицу" — торжественно сжигали, а пепел от чучела рассеивали по полю, чтобы придать силу посеву, будущему урожаю. Прощание между родными и знакомыми происходит вечером. Прощание завершалось поцелуем. В этот день прощаются все обиды и оскорбления.
В преддверии Великого Поста, стремясь очиститься от всего греховного, люди просили друг у друга прощения. С той же целью в прощеное воскресенье ходили на кладбища, оставляли на могилах блины.
Широко отмечалась Масленица и на территории Украины и Белоруссии, у славян Восточной Европы. На Востоке обряды имели много общего с русской Масленицей; на Западе праздник дополнялся, а порой заменялся карнавальными гуляньями. Катание с горок на Масленицу было повсеместным. В нем принимали участие все — и стар и млад. Кое-где существовал даже обычай возить своих повивальных бабок. При массовых катаниях использовались большие сани, куда могли поместиться 8-10 человек во главе с "кормчим". Катались также на небольших санках, деревянных чурбаках, опрокинутых скамейках ("козлы"), загодя приспособленных коробках с намороженным днищем ("морозянки"), толстых кусках льда, вырубленных в реке. Катание сопровождалось озорными шутками и обрядовыми песнями. Песни, пляски, ряженье, хождение с "козой" были обычными на масленичной неделе. Масленица — время визитов "на блины" родственников и знакомых. Особенно богато и щедро отмечалось последнее воскресенье Масленицы — заговенье. Это был последний день, когда разрешалось употреблять спиртное. К этому времени был приурочен и широко известный в Белоруссии и на Украине обычай — "колодки". Замужние женщины шли в дом, с хозяевами которого были в дружеских отношениях, и привязывали взрослым, но незамужним детям к ногам "колодки" — небольшие палки в наказание за то, что они не вступили в брак накануне поста (в период "мясоеда"). А пока те должны были "откупиться" праздничным угощением.
Если главными героями русской Масленицы были молодожены, то в Восточной Европе — холостяки.
Берегитесь, холостяки, Масленицы. Особенно, если случайно окажетесь в это время в Польше. Гордые полячки, усыпив вашу бдительность оладьями, пончиками, хворостом и водкой, на десерт непременно оттаскают вас за волосы. В последний день Масленицы можно зайти в трактир, где скрипач будет "продавать" незамужних девушек. А в Чехии в эти веселые дни молодые парни с вымазанными сажей лицами под музыку обходят всю деревню, везя за собой разукрашенный деревянный брусок — "клатик". Он вешается каждой девушке на шею или привязывается к руке или ноге. Желаешь откупиться — плати. А танцуют на Масленицу, высоко подпрыгивая, чтобы лен и конопля росли высокими. В Югославии вас непременно посадят в свиное корыто и поволокут по деревне. А на крыше собственного дома вы можете обнаружить фигуру соломенного деда.
Но вернемся к русской Масленице. Речь пойдет о короле масленичного стола — блине. Ох уж, эти блины на Масленицу! Пышны, румяны, пухлы, вкусны, масляны; со сметаной, с медом, с припеком. Еще с языческих времен блин был символом солнца. Ритуально съедение блина — во славу Весны, плодородия земли. Блины ведут свое начало от жертвенного хлеба древних язычников. Издревле круг считался знаком Солнца.
"А сегодня настоящий царь, витязь и богатырь Москвы — тысячелетний блин, внук Дажбога. (Дажьбог, — др. русск. Дажьбогъ, в восточнославянской мифологии — божество, входившее в состав так называемого Владимирского пантеона. — Прим. сост.). Блин кругл, как настоящее щедрое солнце. Блин красен и горяч, как горячее всесогревающее солнце, блин полит растопленным маслом — это воспоминание о жертвах, приносимых могущественным каменным идолам. Блин — символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных и здоровых детей" (А. И. Куприн).
Во многих семьях блины начинали печь с понедельника. Каждая хозяйка имела свой режим приготовления блинов и держала его в секрете от соседей. Обычно блины пеклись из гречневой или пшеничной муки, большие — во всю сковороду или с чайное блюдце, тонкие и легкие. К ним подавались разные приправы: сметана, яйца, икра, снетки и пр. На Масленицу первый блин — за упокой.
Действительно, первый блин, испекаемый на масленой неделе, клали на слуховое окошко "для душ родительских". Кое-где первый блин отдавали нищим, чтобы они помянули всех усопших.
Блин добро не один.
Блин брюху не порча.
Блин — не клин, брюха не расколет.
На горах покататься, в блинах поваляться.
Без блина не Масляна, без пирога не именинник.
Пекли их и ржаные, и пшеничные, и гречневые, и яичные, и овсяные. Из кислого, на дрожжах, теста — блины, а из пресного, на молоке и яйцах — блинцы, блинчики, блинки, блиночки. Готовили и блинчатые пироги. С чем только блины ни ели: и с икрой, и с семгой, и с навагой, и со знаменитым припеком с сыром, огурцами, творогом, рубленными яйцами, ну, а в бутылочках и графинчиках всегда было чем все это запить.
Но как писал А. П. Чехов, "если у нас до сих пор и нет научных работ относительно блинов, то это объясняется просто тем, что есть блины гораздо легче, чем ломать мозги над ними".
Так что же это такое — русский блин?
Блины. — Блюдо, приготавливаемое из жидкого дрожжевого теста. Блины разного типа, разной консистенции и из разной муки известны почти у всех народов. Блин на дрожжах — распространенное блюдо у славян. Известны русские блины из пшеничной, яичной, овсяной, гречневой муки и из их смеси. Чтобы испечь тонкие румяные и сочные блины, нужно пользоваться сковородами небольшого размера, непременно с толстым дном. Перед тем как наливать тесто на сковороду, необходимо ее хорошо нагреть и смазать маслом. "Первый блин комом", — говорит старая русская пословица. Действительно, первый блин чаще всего получается "комом" — бледный, толстый, неаппетитный. Но первым блином нужно установить, сколько следует наливать теста в сковороду, чтобы блины получились ровными и тонкими. Нужно следить, чтобы блин не подгорел: для этого его надо своевременно переворачивать. Можно печь блины с различными приправами, например, с мелко нарезанным зеленым луком, рублеными вареными яйцами, с сельдью, нарезанной маленькими кусочками. Разогретую сковороду следует помазать маслом, посыпать зеленым луком или рублеными яйцами либо положить кусочки сельди, налить тесто и дальше печь, как обыкновенные блины. Вот и получился блин с припеком.
ПОСТНЫЕ БЛИНЫ. 4 стакана гречневой муки, 4,5 стакана молока, 25 г дрожжей, соль по вкусу.
В эмалированную кастрюлю влить полстакана молока (теплого), развести в нем дрожжи. Добавить еще полтора стакана молока. Постепенно, при непрерывном помешивании, всыпать в кастрюлю с молоком 2 стакана муки, хорошо размешать, накрыть полотенцем, поставить в теплое место. Когда тесто подойдет, добавить остальную муку, молоко, соль и вновь поставить в теплое место. Сковороду смазать одной чайной ложкой растительного масла и печь блины.
СДОБНЫЕ БЛИНЫ. 2 стакана гречневой муки, 2 стакана пшеничной муки, 4 стакана молока, 3 яйца, 100 г сливок, 1 ст. ложка сахара, 30 г дрожжей, 2 ст. ложки сливочного масла, соль по вкусу.
В эмалированную кастрюлю всыпать гречневую муку, влить 2 стакана теплого молока, предварительно разведя в нем дрожжи. Поставить в теплое место. Когда тесто подойдет, размешать его деревянной ложкой, влить остальное молоко, всыпать пшеничную муку, перемешать. Вновь поставить в теплое место. Когда подойдет второй раз, добавить яичные желтки, растерев их с растопленным сливочным маслом, сахаром, солью, перемешать. Взбить сливки, добавить яичные белки и еще раз взбить. Перемешать с тестом, поставить в теплое место на 20 минут. Выпекать обычным способом.
БЛИНЫ КРЕСТЬЯНСКИЕ. 3 стакана гречневой муки, 1 стакан пшеничной муки, 2 стакана молока, 2 стакана воды, 3 ст. ложки растопленного сливочного масла, 5 яиц, 30 г дрожжей, соль по вкусу.
Гречневую муку смешать с пшеничной и, отделив половину, замесить опару на смеси воды и молока. Далее блины готовить как сдобные, но без сливок.
БЛИНЫ КРАСНЫЕ. 4 стакана пшеничной муки, 4 стакана молока, 50 г сливочного масла, 3 яйца, 25 г дрожжей, 1 ложка сахара, соль по вкусу.
Замесить опару из половины пшеничной муки, далее блины готовить так же, как сдобные, но без сливок.
БЛИНЫ ПРАЗДНИЧНЫЕ. 5 стаканов пшеничной муки, 4 стакана молока, 1,5 стакана сливок, 200 г сливочного масла, 6 яиц, 50 г дрожжей, 2 ст. ложки сахара, 1 ст. ложка соли.
Приготовить опару из трех стаканов муки, трех стаканов молока и дрожжей, далее готовить, как сдобные блины.
БЛИНЫ СКОРОСПЕЛЫЕ. На 500 г муки — 3 стакана воды, 2-3 яйца, 1 ст. ложка сахара, по 1/2 чайной ложки соли, соды и лимонной кислоты.
Яйца смешать с 3 стаканами теплой воды, прибавить соль, сахар и соду, затем всыпать муку и хорошо размешать, так, чтобы тесто получилось без комков. Лимонную кислоту развести в стакане воды, влить в подготовленное тесто, размешать и немедленно печь блины.
БЛИНЫ РУССКИЕ ИЗ БЕЗОПАРНОГО ДРОЖЖЕВОГО ТЕСТА. 500 г муки, 1-2 яйца, 1/2 л молока или воды, 20 г сахара (1 чайн. ложка), 25 г сливочного маргарина, 10 г соли, 25 г дрожжей.
В теплой воде (30-35 град.) растворить сахар, соль, дрожжи, добавить муку, яйца и размешать до образования однородной массы, затем положить растопленный жир. Тесто поставить в теплое место на 2-3 ч. В процессе брожения его надо перемешивать.
БЛИНЫ С ЯБЛОКАМИ. Для опары: 500 г муки, 1/2 л молока, 1 чайн. ложка сахарного песка, 20 г дрожжей.
Для теста: 1 кг яблок, 3-4 яйца, 3 чайн. ложки сахарного песка, 50 г топленого масла, 1/2 ст. ложки соли.
Испечь яблоки, очистить их от сердцевины и кожуры, протереть, смешать с опарой для блинов из дрожжевого теста, добавить соль и масло. Взбить яйца с сахаром и тоже смешать с опарой. Когда тесто подойдет, можно печь блины.
БЛИНЫ КАРТОФЕЛЬНЫЕ. 10-15 картофелин, 4 ст. ложки масла, 3 желтка, 5 яиц, 4 ст. ложки молока, 1,5 ст. ложки пшеничной муки, 1 ст. ложка сахара.
Отварить до полной мягкости картофель, протереть через сито и посолить. В небольшую кастрюлю влить 4 ложки молока, ложку масла, добавить ложку пшеничной муки, размешать все, поставить на плиту и варить, постепенно помешивая до тех пор, пока масса не загустеет. Затем снять с плиты, взбить 3 желтка, положить их в тесто, добавить туда же протертый картофель и еще размешать 5 белков с сахаром, взбить пену, влить в тесто и окончательно размешать.
МОЛОЧНЫЕ БЛИНЫ. 3 стакана пшеничной муки, 10 желтков, 3 стакана молока, 2 ст. ложки сахара, 1 ст. ложка сливочного масла, соль по вкусу.
Влить в кастрюлю яичные желтки и, добавив к ним соль и сахар, хорошо взбить. Затем всыпать муку, добавить масло, молоко, замесить жидкое тесто. Тесто нужно хорошо взбить. Выпекать обычным способом.
ГУРЬЕВСКИЕ БЛИНЫ. 2 стакана пшеничной муки, 5 яиц, 2 ст. ложки сливочного масла, 2,5 стакана кефира (кислого молока), соль и сахар по вкусу.
Приготовить так же, как блины молочные.
БЛИНЫ ИЗ ОВСЯНЫХ ХЛОПЬЕВ. 100 г овсяных хлопьев, 2 ст. ложки пшеничной муки, 3 ст. ложки терто-
го твердого сыра, 2 яйца, 1/2 л молока, питьевая сода на кончике ножа, 4 ст. ложки раст. масла для жаренья, соль по вкусу.
Овсяные хлопья, муку, сыр, яйца, соль, соду развести теплым молоком, тщательно перемешать и оставить в теплом месте на 20 мин. Тесто протереть через сито. Блин жарить на хорошо раскаленной сковороде, смазанной маслом.
БЛИНЫ БОЛЬШИЕ. На 400 г . муки — 5 яиц, 1 стакан молока, 35-50 г пива, 20 г топленого масла, соль, сахар, корица по вкусу.
Муку просеять через сито в просторную миску горкой, сделать сверху углубление, вбить туда яйца, разбавить тесто молоком и пивом, добавить расплавленное топленое масло, соль. Из этого жидковатого теста выпекать на большой сковороде тонкие блины.
БЛИНЫ МАЛЕНЬКИЕ. На 2 ст. ложки муки — 3 желтка, по 4 чайн. ложки сахара и сливок, 100 г толченых лесных орехов, соль.
Яичные белки с сахаром взбить в пену, прибавить сливки, орехи и муку, хорошенько размешать и печь блины, как обычно.
БЛИНЦЫ. 3-4 ложки пшеничной муки растереть с 2-3 яйцами, влить молоко — столько, чтобы получилось совершенно жидкое тесто (приблизительно 0,6 л ). Посолить по вкусу, размешать и испечь тонкие, как лист бумаги, блинцы. Сложить их вчетверо и подать с сахаром или вареньем.
БЛИНЦЫ МОЛОЧНЫЕ. 5 яиц смешать с 1,2 л молока, добавить 1,8 стакана пшеничной муки, соли по вкусу, тщательно размешать, чтобы не было комков, и испечь тонкие блинцы. Сложить их вчетверо и подать с маслом.
БЛИНЧИКИ. Мука пшеничная — 50 г , сахар — 3 г , 1/5 яйца, соль, молоко 125 г . Яйца и соль хорошо размешивают, добавляют половину положенного по норме количества молока, всыпают просеянную муку (пшеничную, тонкого помола) и, размешивая, добавляют остальное молоко. Тесто получается жидким, как негустая сметана.
Небольшие сковороды нагревают, смазывают жиром, наливают на них тесто и равномерно распределяют его по всей сковороде. Когда блинчик пропечется, его снимают со сковороды или переворачивают сковороду над столом и стряхивают.
Блинчики можно полить сметаной, маслом или отдельно подавать с кислым молоком.
БЛИНЧИКИ С НАЧИНКОЙ. На середину блинчика кладут начинку (на обжаренную сторону), заворачивают края блинчика в виде прямоугольника и обжаривают на сковороде.
Мясная начинка: мясо 67 г , 1/3 яйца, 5 г лука, соль. Мясо пропускают через мясорубку, обжаривают, вновь пропускают через мясорубку, добавляют соль, перец, обжаренный лук, рубленое яйцо и хорошо перемешивают.
Творожная начинка: творог 60 г , масло 3 г , желток 4 г . Сливочное масло растирают с желтками и протертым творогом, добавляют соль.
Начинка из печени: печень 40 г ; масло 5 г , крупа гречневая 10 г , лук 5 г . Печень мелко нарезают, обжаривают, измельчают на мясорубке, добавляют мелкорубленый и обжаренный лук, масло, готовую рассыпчатую кашу, соль, перец и перемешивают.
БЛИНЧИКИ ПРЯЖЕНЫЕ. Готовят любую начинку, кладут ее на блинчик, заворачивают в виде конверта или трубочки, смачивают в яйце, разведенном в молоке, обваливают в молотых сухарях и жарят в растопленном жире.
Дополнительно: для панировки яйцо 5 г , молоко 5 г , сухари 5 г .
БЛИННИЦА. Готовые блины 5 шт. Яйцо 1 шт.
Выпеченные пшеничные или гречневые блины складывают на сковороду стопкой, смазывая каждый блин сырыми яйцами, а затем запекают. Подавая, разрезают на части.
БЛИННИК. Круглый пшеничный пирог, который начинен мелко сечеными гречневыми блинами, пересыпанными крутыми яйцами, луком, грибами и гречневой кашей.
ПИРОГ БЛИНЧАТЫЙ. Мясную начинку для блинчатых пирогов готовят так же, как для пирогов и пирожков. Выпекают блинчики большого размера. Берут неглубокую плоскую кастрюлю (сотейник), смазывают дно и стенки ее маслом, посыпают сухарями и обкладывают блинчиками обжаренной стороной внутрь, при этом края их должны заходить один на другой. Блинчики, уложенные на стенки сотейника, должны выступать за его борта. Места соединения отдельных блинчиков смазывают яйцом, разведенным в молоке; на блинчики кладут слой мясного фарша, затем слой блинчиков и слой яичного фарша, снова слой блинчиков и слой мясного фарша и т. д. Обычно делают 4-5 слоев. Верхний слой фарша закрывают блинчиками, смазывая их яйцом с молоком, заворачивают выступающие края блинчиков, которыми были обложены стенки сотейника, и запекают в жарочном шкафу до тех пор, пока блинчики хорошо не зарумянятся.
Первый фарш: мясо (мякоть) 500 г , масло 35, лук 40, мука 2 кг , соль, перец.
Второй фарш: яйца варят, шинкуют, добавляют масло и рубленую зелень петрушки. Яйцо 5 шт., масло 30 г , зелень, соль.
Для блинчиков: мука 200 г , сахар 15, яйца 1,5 шт., соль 3 г , молоко 0,5 л , масло 50 г .
Для смазывания: яйцо 1/2 шт., молоко 20 г .
Для панировки: сухари 50 г .
Межиева, М. В. Праздники на Руси. - М. : Белый город, 2007. - С. 28. : цв. ил. - (История России).
Энциклопедия зимних праздников. – СПб. : РЕСПЕКС, 1995. – С. 295-307.
Энциклопедия зимних праздников. – СПб. : РЕСПЕКС, 1995. – С. 295-307.
Комментариев нет:
Отправить комментарий