В связи с празднованием 170-летия со дня рождения Д. Н. Мамина-Сибиряка, в Центральной детской библиотеке прошло мероприятие, посвященное его школьным годам «Школа Д. Н. Мамина-Сибиряка».
На мероприятии дети узнали о том, что
школа, в которой учился сам Дмитрий Наркисович, называлась Церковно-приходская,
а так же, что в то время в школе в обязательном порядке должны были
присутствовать иконы и портрет царя. Ребятам было продемонстрировано, как перед
началом занятий учитель поджигал лампадку, брал в руки молитвослов, после чего
в школе начиналось занятия.
Парт в то время не было, а были обычные деревянные
столы и скамейки, за которыми мальчишки и девчонки смогли посидеть. Столы и
скамейки не соответствовали нормам, то есть высота стола была одного размера, а
ученики разных возрастов. В классе в то время могли учиться дети, как 7 лет,
так и 9, и 13 лет. Окна в школе должны были быть большими и ничем их не
занавешивали, так как в то время электричества не было. Столы в классе ставили
так, что бы свет от окна падал на ученика сзади, или слева.
Дети так же узнали, что в темное время суток учитель и ученики пользовались лучиной. Это такая тоненькая палочка, которая выдавалась каждому ученику и поджигалась. Ребята держали в одной руке лучину, а другой листали учебник и поняли как это неудобно.
Ознакомившись немножко с церковнославянским алфавитом, детям, было, предложено
изобразили эти буквы пером. Так как в то время ручек не было, писали пером.
Перо брали у домашней птицы. Если ребенок был правша, то перо у птицы брали из
левого крыла, а если ребенок был левша, то перо у птицы брали из правого крыла.
Обмакивая перо в чернила, они старательно выводили буквы. При этом узнали, что чернило учитель, готовил сам. Он брал обыкновенною залу из печи и скипидар, все это нагревал, остужал, и получались чернила. А когда заканчивалось первое занятие, начиналась переменка, которая длилась 5 минут, а вторая 40 минут.
С
помощью славянского счисления дети определяли время переменок. После долгой
перемены дети возвращались в класс, все свои школьные принадлежности они
сдвигали на середину стола и доставали свои пайки. Паек - индивидуальный рацион
питания. На примере вареной картошки, свеклы, моркови, а так же черного хлеба посыпанного
солью, дети увидели, что могла мама положить своему ребенку в то время на обед.
А если ребенок приносил в класс горшочек с кашей, то это считалось, что у
ребенка день рождение. Учитель брал это горшочек, разогревал его на печи и
делил поровну, на всех учеников. И вот с того времени, как дети поедят кашу из
одного горшочка, могли называть себя однокашниками.
Отведав кашу из горшочка, детям был задан вопрос.
- А кем же они сейчас считаются?
Дети отвечали.
- Однокашниками, одноклассниками.
В завершение мероприятия девчонки и мальчишки сделали вывод, как нелегко было
учиться в то время. Несмотря на неудобства школьной мебели, отсутствие
электричества и голода, Д. Н. Мамин-Сибиряк преодолев все трудности учебы, стал
знаменитым уральским писателем.
Ращектаева П. В.
Комментариев нет:
Отправить комментарий