Для современного человека
реактивный самолет настолько привычен, что мы даже не задумываемся, что
каких-нибудь тридцать лет назад их еще не было. Удивительно, но, когда началась
работа над Ту-104 – первым пассажирским реактивным
самолетом, высказывались сомнения в том, что обычный человек сможет выдержать
полет со скоростью 1000
километров в час.
Сама же идея
строительства подобных самолетов возникла почти семьдесят лет назад, когда в
далеком 1918 году Туполев закончил МВТУ и стал заниматься совершенно новой
тогда областью – аэродинамическим расчетом самолетов. Со своим учителем,
академиком С. А. Чаплыгиным, он впервые разработал методику расчета самолета
как единого целого.
Как и многие другие
конструкторы Туполев занимался не только авиацией. Он
проектировал скоростные глиссеры и даже аэросани. Но с 1922 года он становится
одним из ведущих авиаконструкторов страны. Именно тогда в составе ЦАГИ –
основанного Жуковским аэрогидродинамического института – было создано
конструкторское бюро Туполева. Здесь он первым спроектировал и построил
цельнометаллический самолет.
Творческая фантазия
Туполева была поистине безграничной. Под его руководством был создан знаменитый
самолет «Родина» (АНТ-25), на котором были совершены беспосадочные перелеты через
Северный полюс в Америку.
В годы войны он создал
фронтовой бомбардировщик Ту-2, а также целое семейство торпедных катеров,
отличавшихся высокими динамическими качествами.
Впервые послевоенные годы
конструктор продолжал строить военные самолеты. На них было установлено
множество мировых рекордов по дальности полета, высоте подъема грузов и
скорости, а также выполнено 28 уникальных полетов. Наиболее известен
спроектированный им реактивный бомбардировщик Ту-16.
Одним из первых Туполев перешел к
пассажирскому самолетостроению. Созданный им первый реактивный самолет Ту-104 стал легендой отечественного самолетостроения.
Девизом Туполева всегда были слова: «Некрасивая машина никогда не будет летать». Поэтому все спроектированные им самолеты отличались не только высокими техническими качествами, но и прекрасным внешним видом и внутренним дизайном. Они были удобны как для пассажиров, так и для летчиков и радовали глаз своими пропорциями.
Девизом Туполева всегда были слова: «Некрасивая машина никогда не будет летать». Поэтому все спроектированные им самолеты отличались не только высокими техническими качествами, но и прекрасным внешним видом и внутренним дизайном. Они были удобны как для пассажиров, так и для летчиков и радовали глаз своими пропорциями.
Туполев впервые
организовал в составе своего бюро специальный отдел, который занимался разработкой
внутренней отделки самолета. На протяжении многих лет его возглавляла жена
конструктора, Юлия Андреевна Туполева.
Туполев впервые в
практике самолетостроения применил и другое новшество – полную герметизацию
самолета. Независимо от высоты полета давление в кабине оставалось почти таким
же, как и на земле. И пассажиры, и летчики во время полета почти не испытывали
никаких неприятных ощущений. Даже окна оставались всегда прозрачными, потому,
что были снабжены специальной системой подогрева.
После Ту-104 Туполев
создал целое семейство пассажирских реактивных самолетов. Среди них – необычный
самолет Ту-124, способный садиться на аэродромы без покрытия, и сверхдальний
пассажирский самолет Ту-114.
Последняя модель, над
которой конструктор работал до самого конца своей жизни, была такой же
новаторской, как и все остальные. Это был первый в истории самолетостроения
сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144. Однако увидеть свою мечту
воплощенной в реальный образ конструктор не успел, поскольку умер до окончания испытаний
новой машины.
Дополнительную
информацию можно прочитать в следующих изданиях:
- Большая Советская энциклопедия : В 30 томах / Гл. ред. А. М.
Прохоров. Изд. 3-е. Т. 26. Тихоходки-Ульяново. - М. : Советская энциклопедия,
1997. - С. 318. : ил.
- Большая энциклопедия : В 62 томах. Т. 52. - М. : ТЕРРА,
2006. - С. 307, 319.
Использованная литература:
-
Кто есть кто в мире / Гл. ред. Г. П. Шалаева. – М. : СЛОВО,
Эксмо, 2006. – С. 1436.
Картинки
с сайта: https://yandex.ru/images
В.
Коротчук
Комментариев нет:
Отправить комментарий