среда, 20 мая 2015 г.

Авиаконструктор Андрей Николаевич Туполев

Для современного человека реактивный самолет настолько привычен, что мы даже не задумываемся, что каких-нибудь тридцать лет назад их еще не было. Удивительно, но, когда началась работа над Ту-104 – первым пассажирским реактивным самолетом, высказывались сомнения в том, что обычный человек сможет выдержать полет со скоростью 1000 километров в час.
Сама же идея строительства подобных самолетов возникла почти семьдесят лет назад, когда в далеком 1918 году Туполев закончил МВТУ и стал заниматься совершенно новой тогда областью – аэродинамическим расчетом самолетов. Со своим учителем, академиком С. А. Чаплыгиным, он впервые разработал методику расчета самолета как единого целого.
Как и многие другие конструкторы Туполев занимался не только авиацией. Он проектировал скоростные глиссеры и даже аэросани. Но с 1922 года он становится одним из ведущих авиаконструкторов страны. Именно тогда в составе ЦАГИ – основанного Жуковским аэрогидродинамического института – было создано конструкторское бюро Туполева. Здесь он первым спроектировал и построил цельнометаллический самолет.
Творческая фантазия Туполева была поистине безграничной. Под его руководством был создан знаменитый самолет «Родина» (АНТ-25), на котором были совершены беспосадочные перелеты через Северный полюс в Америку.
В годы войны он создал фронтовой бомбардировщик Ту-2, а также целое семейство торпедных катеров, отличавшихся высокими динамическими качествами.
Впервые послевоенные годы конструктор продолжал строить военные самолеты. На них было установлено множество мировых рекордов по дальности полета, высоте подъема грузов и скорости, а также выполнено 28 уникальных полетов. Наиболее известен спроектированный им реактивный бомбардировщик Ту-16.
Одним из первых Туполев перешел к пассажирскому самолетостроению. Созданный им первый реактивный самолет Ту-104 стал легендой отечественного самолетостроения.
Девизом Туполева всегда были слова: «Некрасивая машина никогда не будет летать». Поэтому все спроектированные им самолеты отличались не только высокими техническими качествами, но и прекрасным внешним видом и внутренним дизайном. Они были удобны как для пассажиров, так и для летчиков и радовали глаз своими пропорциями.
Туполев впервые организовал в составе своего бюро специальный отдел, который занимался разработкой внутренней отделки самолета. На протяжении многих лет его возглавляла жена конструктора, Юлия Андреевна Туполева.
Туполев впервые в практике самолетостроения применил и другое новшество – полную герметизацию самолета. Независимо от высоты полета давление в кабине оставалось почти таким же, как и на земле. И пассажиры, и летчики во время полета почти не испытывали никаких неприятных ощущений. Даже окна оставались всегда прозрачными, потому, что были снабжены специальной системой подогрева.
После Ту-104 Туполев создал целое семейство пассажирских реактивных самолетов. Среди них – необычный самолет Ту-124, способный садиться на аэродромы без покрытия, и сверхдальний  пассажирский самолет Ту-114.
Последняя модель, над которой конструктор работал до самого конца своей жизни, была такой же новаторской, как и все остальные. Это был первый в истории самолетостроения сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144. Однако увидеть свою мечту воплощенной в реальный образ конструктор не успел, поскольку умер до окончания испытаний новой машины. 
Дополнительную информацию можно прочитать в следующих изданиях:
- Большая Советская энциклопедия : В 30 томах / Гл. ред. А. М. Прохоров. Изд. 3-е. Т. 26. Тихоходки-Ульяново. - М. : Советская энциклопедия, 1997. - С. 318. : ил.
- Большая энциклопедия : В 62 томах. Т. 52. - М. : ТЕРРА, 2006. - С. 307, 319.

Использованная литература:
- Кто есть кто в мире / Гл. ред. Г. П. Шалаева. – М. : СЛОВО, Эксмо, 2006. – С. 1436.
Картинки с сайта: https://yandex.ru/images

В. Коротчук


Комментариев нет:

Отправить комментарий