воскресенье, 22 октября 2023 г.

"Солнечные игрушки"

Как только люди начали выращивать культурные растения, после сбора урожая, обязательно оставляли солому для различных хозяйственных нужд. Ее использовали в качестве подстилок, как для людей, так и животных, и в качестве корма для домашней скотины. Ремесленники научились плести из соломы шляпы, лапти, ковры и корзины, куклы для детей. Кроме того, соломенные игрушки часто использовались для ритуальных обрядов. Сегодня для большинства современных людей кукла – это обычная игрушка, которой никого не удивишь. Но наши предки к куклам относились со всей серьезностью. Они наделяли получившиеся фигурки божественной силой, верили, что в них заключена магия земли и урожая.


Плетение из соломки объемных фигур – кукол, животных, птиц – уходит своими корнями в далекое прошлое.
Исследователь русской крестьянской игрушки Н. Церетели подчеркивал, что в России в конце XIX – начале XX века соломенную куклу делали везде, где выращивали хлеб. Взрослые делали их для своих детей как обереги. Такие куклы не имели лица, и, следовательно, они считались предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых сил, а значит, безвредным для ребенка. Вместе с тем основное значение соломенной куклы – игра, развлечение, забава не только для детей, но и взрослых. Куклы из соломы называют «стригушками» потому что, пучок соломы, из которых их связывают, понизу ровно подстригают.
Соломенные куклы - «стригушки» столетней давности можно увидеть в Русском музее в Санкт-Петербурге, в Государственном музее игрушки в Сергиевом Посаде под Москвой.
Соломенные куклы чаще всего сделаны только из одного пучка соломы. Происхождение приемов скручивания, перегибания пучка соломы коренится в трудовых навыках по уборке урожая. Так женщины скручивали перевясло из пучка соломин, которыми обвязывали сноп колосьев. Русское народное название процесса изготовления кукол – «вязать кукол», «навяжут кукол» - также ассоциируется с вязанием снопов.


Стародавние обычаи изготовления из соломки ритуальных животных, кукол пришли в нашу жизнь. Стали темой для творчества многих современных мастеров и художников.
Из соломки можно изготовить различные декоративные скульптуры и игрушки благодаря её свойству гнуться и сохранять заданную форму.
Солома, взращенная руками человека в труде, заботе о хлебе, не могла не радовать человека красотой, согревать своим теплом. Соломка – настоящее крестьянское золото, которым природа щедро одарила земледельца. Без высокой эстетической оценки соломы как декоративного материала невозможно бы было рождение искусства соломоплетения. Именно художественные качества этого материала любовно и умело выявлены в лучших произведениях народного соломоплетения.


Обрядовая кукла "Десятиручка"
Такую куклу с десятью руками, по традиции, дарили девушке на свадьбу. Каждая рука символизировала какое-то умение хорошей хозяйки. Невеста должна была все уметь делать по дому - готовить кушать, убирать, стирать, ухаживать за детьми и домашней скотиной, выращивать огород и собирать урожай пшеницы в поле и многое другое.


Козел - символ жизненной силы, плодородия и плодовитости, которые как бы усиливаются символическим значением материала – соломки, из которой изготавливается фигурка. Соломенный козлик – фигурка, которая традиционно выполняется как украшение рождественского стола или свадебного каравая.




У древних славян конь почитался как символ солнца – божества, дарящего жизнь и процветание всему живому на земле. Поэтому изображение коня имело магическое значение, служило оберегом человека и его жилища.


С соломенными жаворонками, у которых в клювах был колосок, молодежь в первые весенние дни выходила на проталины звать – «гукать», «закликать» весну для того, чтобы она не запоздала, и люди вовремя провели весеннюю пахоту и сев.

Источники:
https://www.nkj.ru/archive/articles/20993/
https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2018/05/06/statya-istoriya-solomennyh-kukol
https://pandia.ru/text/78/197/9402.php
https://fb.ru/article/451495/solomennaya-kukla-svoimi-rukami-opisanie-istoriya-i-interesnyie-faktyi

Составитель: О. Ковалевич

Комментариев нет:

Отправить комментарий